//
Главная - ВМФ - ПЛАТ - Проект 671РТМ(К) Щука
ПЛАТ - Проект 671РТМ(К) Щука
Военная техника - ВМФ

плат - проект 671ртм(к)  щука В декабре 1983 г. подводный крейсер К-324 нес боевую службу у атлантического побережья Северной Америки. Автономка проходила в сложных условиях: возникли проблемы с водоснабжением, вышла из строя холодильная установка, в отсеках стояла изнуряющая жара… Лодке было поручено слежение за американским фрегатом Макклой (тип Бронштейн ), проводящим испытания новейшей системы подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной. К-324 удалось записать информацию о параметрах работы системы, весьма ценную для отечественной науки .

Более того, в ходе слежения были выявлены некоторые особенности взаимодействия американского надводного корабля со своими подводными лодками и компонентами стационарного комплекса дальнего гидроакустического обнаружения. Однако неожиданно Макклой прекратил испытания и ушел на базу. К-324, оставшись без работы , получила приказ сменить район плавания.

Однако сделать это не удалось – внезапно возникла сильная вибрация, потребившая остановки главной турбины. Всплыв в надводное положение, командир К-324 обнаружил, что получил неожиданный ценный подарок дяди Сэма – на винт его корабля намоталось 400 м сверхсекретной бронированной кабель-антенны TASS.

...К-324 - вероятный противник пытается вернуть свое...

Разумеется, Советская лодка, всплывшая в районе американского полигона, вскоре была обнаружена потенциальным противником . К утру в район происшествия прибыли эсминцы Питерсон и Николсон (тип Спруенс ), установившие за К-324 плотную опеку. Очевидно, командиры этих кораблей получили вполне конкретный приказ – любыми средствами не позволить Русским завладеть антенной. Совместное плавание практически лишенной хода лодки и эсминцев продолжалось почти 10 дней. Американцы вели себя все более резко (а что им еще оставалось делать?), стремясь пройти в непосредственной близости за кормой АПЛ и отрубить антенну. Опасаясь еще более решительных действий эсминцев (чем черт не шутит, вдруг они решат пойти на абордаж!), командир лодки капитан 2 ранга В. А. Терехин дал приказ приготовить свой корабль к взрыву. Обстановка разрядилась лишь тогда, когда на помощь К-324 прибыло советское судно Алдан . Американское командование, наконец, осознало, что вернуть свою антенну мирными средствами вряд ли удастся, а начинать третью мировую войну из-за шланга никому не хотелось. В результате эсминцы были отозваны на базу, К-324 была Алданом отбуксирована на Кубу, где встала на ремонт, а злополучную антенну доставили в СССР для детального изучения.

Главным героям описанных событий стала крейсерская подводная лодка проекта 671РТМ – седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре.

Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма успешная попытка выжать максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр Щука ) легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения – мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ, так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, плавно перешел) из второго в третье поколение атомоходов.

Главным конструктором проекта 671РТМ стал Г. Н. Чернышев (создатель лодок 671 и 671РТ), в 1984 г. его сменил Р. А. Шмаков.

Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс Шквал , разработка которого началась в соответствии с проставлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 г. Идеологами нового комплекса явились ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности академик Г. В. Логвинович. Непосредственную разработку оружия осуществляло НИИ-24 (ныне ГНПО Регион ) под руководством главного конструктора И. Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В. Р. Серов, а завершил работу Е. Д. Раков).

В состав комплекса Шквал входила сверхскоростная подводная ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км). Это достигалось использованием двигателя, работающего на гидрореагирующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам. Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 г., а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 Шквал с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражению цели, попавшей в пределы его досягаемости, за рубежом не существует и в настоящее время.

Размещение нового вооружения и оборудования, а также реализация дополнительных мер по снижению акустической сигнатуры корабля потребовало врезки цилиндрической вставки в корпус лодки в районе 2-го отсека. В результате длина прочного корпуса увеличилась на 4,2 м, несколько возросло водоизмещение, и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.

ПЛАТ - Проект 671РТМ(К) Щука (Увеличенная схема)

Конструкторы усилили ограждение рубки и легкий корпус, что обеспечило АПЛ более безопасное всплытие во льдах. Главная энергетическая установка лодки (31 000 л. с.) была фактически аналогична ГЭУ АПЛ проектов 671РТ и 671: два водо-водяных реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615, один винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя мощностью по 375 л. с.

Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т. н. отключение фундаментов ), акустической развязке механизмов и конструкций. На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Корабль поучил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами.

Гидроакустический комплекс Скат (главный конструктор Б. Б. Индин) обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию.

По своим возможностям комплекс Скат втрое превосходил ГАК предшествующего поколения и вплотную приближал к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальном оперением лодки.

Навигационный комплекс Медведица-671РТМ обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы.

Боевая информационная управляющая система Омнибус производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятия решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи Молния-Л с системой космической связи Цунами-Б , а также специальным разведывательным комплексом.

Вооружение АПЛ проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом, состоящим из 16 боеприпасов калибром 533-мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а также восьми сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа Голец и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 Корунд ).

Кроме того, АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды Сирена и другие средства спецназначения , многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 г. в ОКБ им. Н. И. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки.

ХАРАКТЕРИСТИКА АПЛ ПРОЕКТА 671РТМ(К)

Длина наибольшая                   106,1 (107,1)м

Ширина наибольшая                   10,8м

Средняя осадка                       7,8м

Водоизмещение:

нормальное                      6990 м3

полное                          7250 м3

Запас плавучести                   28,0%

Предельная глубина погружения      600м

Рабочая глубина погружения         400м

Полная скорость подводного хода    31,0 уз.

Надводная скорость                 11,6уз.

Автономность                       80 сут.

Экипаж                             96 чел.

Строительство подводных лодок проекта 671РТМ было решено одновременно организовать на Ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе Нерпа ) и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне).

Создание в нашей стране АПЛ проекта 671РТМ практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых атомных подводных лодок 3-го поколения типа SSN-688 – самых массовых в мире АПЛ (в 1996 г. ВМС США получили последнюю, 62-ю АПЛ этого типа), оснащенных мощным гидроакустическим комплексом AN/BQQ-5. Головной корабль в серии – Лос-Анжелес (6080/6927 т, максимальная скорость 31 уз., максимальная глубина погружения 450 м, 4х533 ТА с боекомплектом 26 торпед и ракето-торпед) – вступил в состав ВМС в 1976 г.

Новые американские АПЛ по-прежнему превосходили Советские аналоги по уровню скрытности и характеристикам гидроакустического комплекса. Однако этот разрыв, по признанию самих американцев, значительно сократился и больше не носил прежнего драматического характера.

В то же время американские АПЛ фактически сравнялись с Советскими по максимальной скорости подводного хода (хотя и несколько уступали по максимальной глубине погружения). В то же время Щуки имели лучшую маневренность и боевую живучесть. Обладали они и некоторым преимуществом в вооружении. За счет более высокого уровня комплексной автоматизации АПЛ проекта 671РТМ имели значительно меньший экипаж, чем Лос-Анджелесы , что позволило создать у них на борту лучшие условия обитаемости. Однако в целом, по оценкам специалистов, подводные лодки проекта 671РТМ и SSN-688 являлись приблизительно равноценными кораблями. Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ несколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС Омнибус : до середины 80-х гг. система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. На кораблях ранней постройки Омнибус приходилось доводить уже в ходе эксплуатации лодок, что существенно ограничивало их боевые возможности.

Уже в процессе постройки серии было решено перейти от семилопастного гребного винта к менее шумной схеме тандем (два соосных четырехлопасных гребных винта противоположного вращения), что привело к удлинению лодки на 1 м.

Номер лодки         Закладка             Спуск на воду        Прием

Ленинград

К-524               07.06.76               31.06.77          28.12.77

К-502               23.07.79.              17.08.80          31.12.80

К-254               24.09.77               06.09.79          18.09.81

К-527               28.09.78               24.06.81          30.12.81

К-298               25.02.81               14.07.82          27.12.82

К-358               23.07.82               15.07.83          29.12.83

К-299               01.07.83               29.06.84          22.12.84

К-244               25.12.84               09.07.85          25.12.85

К-292*              15.04.86               29.04.87          27.11.87

К-388*              08.05.87               03.06.88          30.11.88

К-138*              07.12.88               05.08.89          10.05.90

К-414*              01.12.88               31.08.90          30.12.90

К-448*              31.01.91               17.10.91          24.09.92

Комсомольск-на-Амуре

К-247               15.07.76               13.08.78          30.12.78

К-507               22.09.77               01.10.79          30.11.79

К-492               23.02.78               28.07.79          30.12.79

К-412               29.10.78               06.09.79          30.12.79

К-251               26.06.79               03.05.80          30.08.80

К-255               07.11.79               20.07.80          26.12.80

К-324               29.02.80               07.10.80          30.12.80

К-305               07.06.80               17.05.81          30.09.81

К-355               31.12.80               08.08.81          29.12.81

К-360               08.05.81               27.04.82          07.11.82

К-218               03.06.81               24.07.82          28.12.82

К-242               12.06.82               29.04.83          26.10.83

К-264               03.04.83               08.06.84          26.10.84

* - АПЛ, построенные по проекту 671РТМК

Однако наиболее важными усовершенствованием, внедренных на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия – стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты Гранат с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащенные АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач, как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР Гранат фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов.

Пять последних лодок Ленинградской постройки были введены в строй по проекту 671РТМК (с комплексом вооружения, дополненным КР). Уже после вступления в строй часть лодок получила имена собственные . Так, К-524, знаменитая своими полярными походами, до августа 1992 г. носила весьма кудрявое название – 60 лет шефства ВЛКСМ . К-358 до 1996 г. именовалась Мурманский комсомолец . С 1996 г. К-388 носит название Даниил Московский , а К-448 (последняя лодка проекта 671РТМ, введена в строй уже после распада Советского Союза) с 10 апреля 1995 г. именуется Тамбов .

Пожалуй, одними из самых ярких фрагментов в биографии кораблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях Апорт и Атрина , проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверенность потенциального противника - США – в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи. 29 мая 1985 г. из Западной Лицы одновременно вышли три лодки проекта 671РТМ (К-299, К-324 и К-502), а также К-488 (проект 701РТ). Чуть позже к ним присоединилась и К-147 (проект 671). Разумеется, выход в океан целого соединения атомных подводных лодок не мог остаться незамеченным для американской военно-морской разведки. Начались интенсивные поиски, которые, однако, не принесли ожидаемых результатов. В то время советские атомоходы, действуя скрытно, сами вели напряженную работу по слежению за американскими ракетными подводными лодками в районах их боевого патрулирования (в частности, К-324 имела три гидроакустических контакта с американской АПЛ, общая продолжительность которых составила 28 часов), а также изучали тактику действия противолодочной авиации ВМС США. Американцы сумели установить контакт лишь с К-488 (которая уже возвращалась на базу). Операция Апорт завершилась 1 июля.

В марте – июне 1987 г. была проведена близкая по размаху операция Атрина , в которой приняли участие пять лодок проекта 671РТМ – К-244, К-255, К-298, К-299 и К-524, действия которых обеспечивались самолетами морской авиации, а также двумя разведывательными кораблями типа Колгуев , оснащенными ГАС с протяженными гидроакустическими антеннами. Хотя о выходе атомоходов из Западной Лицы американцам было известно, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась драматическая подводная охота , в которой приняли участие практически все противолодочные силы Атлантического флота США – самолеты палубного и берегового базирования, шесть противолодочных АПЛ (в дополнение к лодкам, уже развернутым ВМС США в Атлантике), три мощные корабельные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустического наблюдения типа Столуорт , использующие для формирования гидроакустических импульсов мощные подводные взрывы. К поисковой операции присоединились и корабли английского флота. По рассказам командиров Советских лодок, концентрация противолодочных сил была такова, что, казалось, почти невозможно подвсплыть для сеанса радиосвязи и подкачки воздуха. Тем не менее, АПЛ сумели незамеченными выйти в район Саргассова моря, где Советская завеса была, наконец, обнаружена. Первые контакты с подводными лодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после начала операции Атрина . При этом АПЛ проекта 671РТМ были ошибочно приняты за РПКСН, что еще больше усилило обеспокоенность американского военно-морского командования и политического руководства США (следует напомнить, что описываемые события пришлись на очередной пик холодной войны , которая в любой момент могла трансформироваться в горячую ). При возвращении в базу для отрыва от американских противолодочных средств командирам АПЛ было разрешено использовать секретные приборы гидроакустического противодействия. Успешное проведение операций Апорт и Атрина подтвердило предположение, что ВМС США при массированном использовании СССР современных атомных подводных лодок не смогут организовать им сколько-нибудь эффективного противодействия.

Сложнейшее подледное плавание в конце 1985 г. совершила К-524 (командир – капитан 1 ранга В. В. Протопопов, старший на борту – командир 33-й дивизии капитан 1 ранга А. И. Шевченко). Замысел похода состоял в том, чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан, обойдя Гренландию с северо-востока.

Войдя в море Линкольна, лодка прошла через узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди, отделяющие Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела, миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла в Баффинов залив и далее – в Северную Атлантику.

Маршрут был чрезвычайно сложным и опасным. Он изобиловал мелями и айсбергами, обильно подбрасываемыми ледниками Гренландии. В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало. В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика. Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцем Америка и скрытно его атаковала (разумеется, условно). Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых – подо льдами, на глубинах более 150 м. За участие в этой операции капитану 1 ранга В. В. Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лодки проекта 671РТМ первыми освоили и трансполярные переходы с Тихоокеанского на Северный театр. В 1981, 1982 и 1983 гг. в целях оптимального распределения многоцелевых АПЛ между флотами такие переходы были выполнены лодками К-255, К-324 и К-218, построенными в Комсомольске-на-Амуре. В начале 1989 г. в сответствии с Российско-американскими договоренностями с многоцелевых АПЛ ВМС США и ВМФ России было снято и складировано на берегу оружие, оснащенное ядерными боевыми частями. В результате лодки проекта 671РТМ лишились Шквала и Граната .

Корабли проекта 671РТМ участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, Даниил Московский (капитан 1 ранга П. И. Литвин), после обеспечения ракетных пусков тяжелого подводного крейсера ТК-20 из района Северного полюса, доставил в конце августа 1995 г. в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода надводных судов, 10 тонн сахара и муки.

29 августа 1991 г. АПЛ проекта 671РТМ были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные подводные лодки 1 ранга (буква К в номере корабля была заменена на букву Б ). Это решение, повлиявшее, в частности, на оклады командного состава, весьма негативно воспринято на флотах.

В середине 90-х гг. проекта 671РТМ стали постепенно покидать строй. 31 июля из состава ТОФ были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие в общей сложности 12, 10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном отсеке, произошедшего в 1994 г., в строй так и не вернулась К-305 (В 1994 году был пожар в турбинном отсеке. Причина возникновения пожара попадание забортной воды на щит АТГ правого борта, через вентиляцию третьего кольца. Пожар произошел в надводном положении. Перед погружением решили провентилировать кормовые отсеки. В связи с тем, что система кондиционирования воздуха не справлялась с поддержанием микроклимата в кормовых отсеках. На поверхности штормило и набегающей волной залило воздухозаборник третьего кольца вентиляции, через который вода и попала на щит АТГ. Лодка после этого пожара была востановленна и совершила весной 1995 года боевую службу. Очень сложную в связи со сложным техническим состоянием. Только после этого, через какое-то время она была выведена в тех резерв, где тихо и спокойно умерла - Прим. Шолом Евгения), перейдя в состав технического резерва.

Однако, пребывая в уже весьма почтенном возрасте, Щуки продолжали демонстрировать высокие боевые качества. Об этом говорит случай, произошедший зимой 1996 г. в 150 милях от Гебридских островов. 29 февраля Российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь матросу подводной лодки, перенесшему на борту корабля операцию по удалению аппендицита, после которой обнаружился перитонит (лечение которого возможно лишь в стационарных условиях). Вскоре больной был перенаправлен на берег вертолетом Линкс с эскадренного миноносца Глазго . Однако британская печать не столько умилялась неожиданному проявлению Российско-британского военно-морского сотрудничества, сколько выражала недоумение тем фактом, что в то время, когда в Лондоне шли переговоры об эвакуации больного, в Северной Атлантике, как раз в том районе, где находилась Российская подводная лодка, проходили противолодочные маневры НАТО (кстати, в них принимал участие и ЭМ Глазко ). Однако АПЛ удалось засечь лишь тогда, когда она сама всплыла в надводное положение, чтобы передать на вертолет несчастного матроса. По словам влиятельной английской газеты Таймс , Русская субмарина продемонстрировала, насколько она скрытна, осуществляя слежение за противолодочными силами и оставаясь при этом незамеченной. Примечательно, что Щука была принята англичанами за более современную (и, естественно, более малошумную) лодку проекта 971.

В 1999 г. в составе Северного флота несли службу Б-138, Б-1218, Б-244, Б-254, Б-255, Б-292, Б-298, Б-299, Б-324, Б-358, Б-388, Б-414, Б-448, Б-502 и Б-524. В строю Тихоокеанского флота имелись Б-242, Б-251, Б-264, Б-305, Б-355, Б-360 и Б-507.

Вероятно, в дальнейшем темпы вымывания из состава флота кораблей проекта 671РТМ еще более ускорятся. Однако часть лодок этого типа, скорее всего, доживет до 2010 г. Можно предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования. Впрочем, объемы этих работ будут зависеть от того, в какой степени правительству удастся профинансировать ВМФ

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Виды оружия

В украинcких такси появились первые элек

News image

В Украине впервые на городских маршрутах провели очень успешный эксперимент ...

НСВС-12,7, пулемет

News image

Используется для вооружения танков, бронетранспортеров и пехотных подразделений для борьбы с ...

Рособоронэкспорт представит на выставк

News image

МОСКВА, 17 ноября. (ИТАР-ТАСС). Информация о 300 наиболее перспективных образцах во...

Авиация

Aermacchi MB-339

News image

Самолет предназначен для обучения военных летчиков и использования в качестве ле...

Як-1

News image

Истребитель И-26 (Як-1)создавался под руководством А.С.Яковлева и был выпущен на ...

Boeing KC-135 Stratotanker

News image

При разработке своего самолета модели 367-80 DASH 80, послужившего прототипом КС...