//
Главная - ВМФ - ПЛАТ - Проект 627, 627А Кит
ПЛАТ - Проект 627, 627А Кит
Военная техника - ВМФ

плат - проект 627, 627а  кит Кроме данной информации вы можете подробно узнать о создании, испытаниях и походах первой отечественной АПЛ K-3 , от её создателей и испытателей в нашем разделе Aтомная Подводная Эпопея (просто нажмите на текст)

В США программу создания ПЛА разработали в декабре 1945 года, а со следующего года работы по ее реализации пошли ускоренными темпами. Уже в 1948 году был закончен проект АЭУ, и 14 июня 1952 года на верфи Электрик Боут Дивижн фирмы Дженерал Дайнэмикс Корпорейшн в г. Гротон состоялась закладка первой в мире ПЛА Наутилус . В сентябре 1955 г. - через девять лет после начала работ - она вошла в состав ВМС США. Не смотря на секретность об этих работах знали в СССР. И 9 сентября 1952 года, когда работы в США перешли в стадию практической реализации. И.В.Сталиным было подписано постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым в г. Москве сформировали две группы специалистов: одну - для выполнения проектных проработок ППА, другую - для проработок ее АЭУ. Руководство первой группы поручили инженеру-кораблестроителю капитану 1 ранга В.Н.Перегудову, а группу энергетиков возглавил Н.А.Доллежаль, впоследствии академик Академии наук СССР. Общим научным руководителем работ по созданию АЭУ и ППА назначили директора Института атомной энергии АН СССР академика А.П.Александрова.

Работы группы проектантов ПЛА и ее АЭУ велись параллельно и носили поисковый характер. Учитывая особую секретность работ, круг привлекаемых специалистов был весьма ограничен. Даже специалисты командного профиля ВМФ в этот период не участвовали в выполнении проработок и выработке требований к тактико-техническим элементам (ТТЭ) ПЛА. К марту 1953 года проработки ПЛА были выполнены в объеме предэскизного проекта. По первоначальному замыслу, она предназначалась для нанесения удара по прибрежным районам противника специальной торпедой Т-15 (калибр 1550 мм, длина около 24 м) с ядерной боевой частью (БР тогда как оружие ПЛ еще не рассматривалось). Торпеды обычного калибра 533 мм - включались в состав вооружения как средство самообороны.

Первая ПЛА должна была иметь скорость хода до 25 узлов, с которой она могла бы длительно двигаться в подводном положении. Всего же продолжительность подводного плавания должна была составлять до 50-60 суток. Глубина погружения у первой отечественной ПЛА по сравнению с подводными лодками периода ВМВ возрастала а полтора раза. Вместе с тем технические решения по первой ПЛА сохраняли подходы, характерные для ДПЛ (ДПЛ пр.611 приняли в качестве прототипа). В частности, сохранилась принципиальная компоновка корабля, электроэнергетическая система строилась на применении постоянного тога, использовалась часть однотипного оборудования и приборов. Применение постоянного тока объяснялось и желанием упростить схему резервного питания от аккумуляторных батарей, особенно для циркуляционных насосов первого контура реакторов.

Разработка проекта опытной ПЛА пр.627, шифр Кит (по классификации НАТО - November) была поручена Специальному конструкторскому бюро 143 (позже ПКБ Малахит ). созданному в 1948 году в г.Ленинграде для проектирования скоростных ПЛ с ЭУ новых типов. В 1948-1953 годах В СКБ-143 велись работы по ПЛ с ПГТУ пр.617. Начальником СКБ-143 и главным конструктором ПЛА пр.627 назначили В.Н.Перегудова.

С марта 1953-го по май 1954 года в СКБ-14З был разработан эскизный и технический проекты опытной ПЛА. Ведущие научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации промышленности выполнили необходимый комплекс экспериментальных и опытно-конструкторских работ по отработке технических решений, созданию оборудования, вооружения и конструкционных материалов.

Ключевой задачей являлась разработка АЭУ и комплекса связанного с ней оборудования. Проектирование АЭУ велось под руководством Института атомной энергии АН СССР. Паропроизводящую установку разрабатывал НИИ-8 Минсредмаша во главе с Н.А.Доллежалем. Совместно с НИИ-8 СКБ котлостроенпя Балтийского завода имени С.Орджоникидзе работало над созданием парогенераторов (главный конструктор Г.А.Гасанов), а Особое конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода (ОКБ ЛКЗ) насосов первого контура (главный конструктор Н.М .Синев). Разработку паротурбинной установки осуществляло Специальное конструкторское бюро Кировского завода (главный конструктор М.А.Казак) при участии специалистов-энергетиков СКБ-143, возглавляемых Г.А.Вороничем. Крупным недостатком принятой в проекте схемы электроэнергетической установки явились навесные электрогенераторы, которые работали от главных турбозубчатых агрегатов, то есть только на ходу корабля. Продолжительность нахождения на стопе или на заднем ходу определялась емкостью резервных аккумуляторных батарей.

Увеличение глубины погружения ПЛ потребовало создания новой стали АК-25, которая была получена доработкой одной из марок броневой стали. Разработка стали была проведена в ЦНИИ-48 минсудпрома (директор Г.И.Копырин).

Хотя отработка гидродинамики ПЛА, имевшей нетрадиционную форму корпуса, ограждения рубки и кормового оперений, велась параллельно специалистами ЦНИИ-45 и ЦАГИ, но выбранная схема, особенно кормовой оконечности, оказалась далека от совершенства и на практике оказалась даже хуже, чем у ПЛА США первого поколения, имевших, как известно, вначале обычную дизельную архитектуру корпуса.

Важной проблемой стало обеспечение жизнедеятельности личного состава ПЛА в условиях длительного пребывания в герметичных помещениях, не имеющих связи с атмосферой, в условиях воздействия работающей АЭУ и другого оборудования. Хотя и была разработана комплексная система кондиционирования и вентиляции, обеспечивающая комфортные температурно-влажностные параметры воздуха и обеспечивающая жизнедеятельность экипажа,но она имела и крупный недостаток из-за использования в ней пожароопасного химического способа поглощения углекислого газа и пополнения кислорода. Именно химические поглотители послужили причиной ряда катастрофических пожаров на ПЛА первого поколения.

В июле 1954 года к работам по созданию ПЛА была привлечена экспертная группа моряков оперативного профиля, которая отметила в своем заключении проблематичность эффективного использования корабля по основному назначению (обстрел берега ядерными торпедами Т-15). Кроме того, в заключении экспертной группы отмечалось недостаточная величина скорости полного хода, принятого состава оружия самообороны (два 533-мм ТА и две торпеды) и ряд других недоработок.

В окончательном варианте с ПЛА пр.627 торпеды Т-15 были сняты, а вместо них разместили восемь 533-мм ТА с общим боекомплектом 20 торпед. Впервые в отечественной практике обеспечивалась стрельба на глубинах до 100м. С ПЛ могли использоваться все типы существовавших торпед. Выработка данных для стрельбы осуществлялась автоматически системой Торий . В новом варианте ПЛА предназначалась для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удаленных морских коммуникациях.

Гидроакустическое вооружение включало ГАС Арктика-М , обеспечивавшую обнаружение целей и определение их координат в режимах эхо - и шумопеленгования. ГАС обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи Свет , шумопеленгаторную станцию Марс-16КП и ГАС обнаружения подводных препятствий Луч . В состав радиолокационного вооружения входили станция обнаружения надводных целей и управления торпедной стрельбой Призма' и станция обнаружения работающих РЛС Накат . Средства радиосвязи состояли из комплектов приемной и передающей аппаратуры, аналогичных установленным на ДПЛ пр. 611 и 613 . Штурманское вооружение дополнили навигационным комплексом Плутон , обеспечивавшим кораблевождение и использование торпедного оружия при плавании в пределах 80 градусов северной и южной широт.

Конструктивно ПЛА имела: двухкорпусную архитектуру, удлиненный корпус (отношение длины к ширине - 13.3) с протяженной (около половины длины) цилиндрической вставкой и поперечными сечениями, близкими к круговым, эллипсовидную форму носовой оконечности и плоские обводы кормы, которые обеспечивали размещение двухвальной установки. Характерные обтекаемые обводы легкого корпуса, ограждения рубки и выступающих частей, стали впоследствии отличительной чертой ПЛА спроектированных СКБ-143.

Прочный корпус ПЛА разделялся на девять отсеков:

1 - носовой торпедный,

2 - аккумуляторный и жилой,

3 - отсек центрального поста,

4 - отсек вспомогательного оборудования,

5 - реакторный,

6 - турбинный,

7 - электромеханический,

8 и 9 - жилые и корабельных систем.

ПЛАТ Проект 627 (Схема)

АЭУ включала два реактора с парогенераторами и столько же турбозубчатых агрегатов.

Реакторы паропроизводящей установки марки ВМ-А водо-водяного типа устанавливались последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля, а парогенераторы располагались побортно от них. Реакторный отсек оборудован железоводной биологической защитой которая обеспечивала радиационную безопасность на корабле. Расчетная мощность полного хода, при 100% мощности реакторов, составляла 35000 л.с. По компактности и удельной мощности отечественная АЭУ не имела себе равных. Лидерство ВМФ СССР в этом вопросе сохранялось неизменным всегда, хотя эти качества были куплены ценой повышенной виброактивности более легких механизмов.

Рациональность компоновки помещений впервые достигалась отработкой размещения оборудования на натурных макетах, выполнявшихся для всех отсеков подводной лодки.

Всё же в целях повышения акустической скрытности, основное оборудование амортизировалось, применялись вибродемпфирующие покрытия, легкий корпус имел противогидролокационное покрытие, устанавливались малошумные гребные винты и др. В результате подводная шумность ПЛА проекта 627 при движении средним ходом на перископной глубине оказалась даже ниже, чем у ДПЛ пр.611 и 613. Однако по своим акустическим характеристикам первые ПЛА СССР значительно уступали таковым из ВМС США. Но в тот период проблема акустической скрытности еще не представлялась проектантам ПЛА первоочередной.

В июне 1954 года на СМП (тогда ССЗ N 402) в обстановке строжайшей секретности и в специально отгороженной части одного из цехов началась постройка опытной ПЛА пр.627. Одновременно в г. Обнинске создавался наземный прототип АЭУ, который уже в начале 1956 года вывели на энергетический уровень мощности. Программа создания ПЛА была возведена в ранг национальной задачи и постоянно контролировалась правительством и политическим руководством страны. Сама торжественная церемония закладки ПЛА пр.627 состоялась 24 сентября 1955 года. Быстрые темпы строительства позволили спустить ее на воду 9 августа 1957 года в высокой степени готовности. 14 сентября этого года был произведён физический пуск корабельных реакторов с выходом их на минимально контролируемый уровень мощности. В ходе испытаний корабль и его ЭУ осваивал экипаж. Его подразделения и службы возглавили преимущественно молодые офицеры, прошедшие требовательную систему конкурсного отбора. Подготовка и обучение личного состава электромеханической боевой части, обслуживавшего АЭУ, проходили на натурном стенде в г. Обнинске под непосредственном руководством академика А.П. Александрова.

Первым командиром ПЛА проекта 627, получившей тактический номер К-З, назначили опытного подводника капитана 1 ранга Л. Г.Осипенко, а командиром электромеханической боевой части инженер-капитан 2 ранга Б.П. Акулова. 4 июля 1958 года в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота был дан ход под атомной энергетической установкой. Во время ходовых испытаний АЭУ подтвердила свою работоспособность в реальных морских условиях, в том числе при качке, крене и дифференте, а также при погружении на предельную глубину. АЭУ оказалась хорошо управляемой и устойчивой в работе. В период испытаний мощность АЭУ ограничивалась 60% от номинальной . При этом была получена скорость 23.3 узла, что превышало расчетную величину для этой мощности на 3 узла. При выводе АЭУ на полную мощность скорость составила бы 28 - 30 узлов. Опытная эксплуатация ПЛА в составе ВМФ СССР началась в январе 1959 года. Во время нее были проведены первые опытные операции по перегрузке активных зон реакторов.

Основные ТТХ АПЛ  пр.627 Длина наибольшая             107,4 м

Ширина наибольшая  7,9 м

Осадка по КВЛ               5,7 м

Водоизмещение: надводное 3101 т

Водоизмещение: подводное                4069 т

Скорость полная. надводная  15,5 узл.

Скорость полная. подводная  30 узл.

Предельная глубина погружения        300 м

Рабочая глубина погружения               240 м

Экипаж всего(офицер.)              104 (24)

Автономность                50 сут.

По ряду своих ТТЭ опытная ПЛА пр.627 превосходила и своего зарубежного аналога - Наутилус .

Однако техника была еще недостаточно отработана и надежна. Основной проблемой АЭУ первых советских ПЛА, доставившей наибольшие хлопоты морякам и корабелам, стало обеспечение надежной работы парогенераторов АЭУ. Дело в том, что, как правило, через несколько сот часов работы в трубных пучках парогенераторов образовались трещины, через которые вода первого контура проникала во второй, вызывая в нём повышение радиоактивности. Характерно, что на наземном прототипе АЭУ такой проблемы не возникало. Только в начале 60-х годов эта проблема была полностью решена и надежность парогенераторов была доведена до нужного уровня. Надо отметить, что недостаточная надежность именно АЭУ не позволила послать в Атлантику ни одну ПЛА ВМФ СССР во время Кубинского кризиса, хотя в строю их формально числилось только на СФ в то время около десятка.

За успешное освоение новой техники командира К-3 капитана 1 ранга Л.Г.Осипенко в июле 1959 года удостоили звания Героя Советского Союза, а многих членов экипажа наградили орденами и медалями. За создание первой советской атомной подводной лодки в 1959 году главному конструктору ПЛА пр.627 В.Н.Перегудову присвоили звание Героя Социалистического Труда.

В создании первенца отечественного атомного флота приняли участие около 135 предприятий и организаций всей страны, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов и около 80 заводов-поставщиков оборудования. Всего за шесть лет удалось решить сложнейшую инженерную задачу, сопоставимую по своей новизне разве что с созданием первых космических кораблей.

После завершения опытной эксплуатации, отработки конструкций и механизмов в середине 1962 года К-3 специально подготовили к выполнению первого в истории отечественного подводного флота похода к Северному полюсу. 11 июля ПЛА вышла из базы и 15 июля К-3 впервые всплыла в полынье на 84-м градусе северной широты, и на льду установили Государственный флаг Союза ССР. 17 июля 1962 года ПЛА достигла Северного полюса. Однако всплыть из-за сплошного ледового покрова, толщина которого достигла 12 метров, не удалось.

21 июля 1962 года К-3, которой вскоре после этого похода присвоили имя Ленинский комсомол , ставшее известным всему миру, возвратилась в Йоканьгу. Корабль встречали члены правительства во главе с Председателем Совета Министров СССР Н.С.Хрущевым. Прямо на пирсе всем членам экипажа и научной группы, участвовавшим в походе, вручили правительственные награды. Руководителю похода контрадмиралу А.И.Петелину, командиру ПЛА капитану 2 ранга Л.М.Жильцову и командиру электромеханической боевой части инженер-капитану 2 ранга Р.А.Тимофееву присвоили звание Героев Советского Союза.

С учетом опыта разработки проекта первой ПЛА 22 октября 1955 года Совет Министров СССР принял постановление о создании серийных ПЛА с торпедным вооружением (ПЛАТ) пр.627А, шифр Кит . Проектирование этих кораблей осуществлялось в том же ПКБ и велось под наблюдением специалистов ВМФ. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.Ф.Бовыкин, затем капитан 2 ранга Б.Ф.Васильев. В проекте серийных ПЛАТ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятые на опытной ПЛА пр.627. Вместе с тем в них реализовали мероприятия по повышению живучести ПЛ, надежности ее оборудования, изменили состав штурманского вооружения и т.д. По своим ТТЭ ПЛАТ пр.627А практически не отличалась от опытной ПЛА.

В августе 1956 года на СМП заложили головную ПЛАТ пр.627А К-5. В сентябре 1958 года ее спустили на воду, а 27 декабря 1959 года первая серийная ПЛА была приняла в состав ВМФ. В ходе испытаний мощность ЭУ ограничилась 80% от номинальной. При этом впервые в отечественном подводном флоте была достигнута длительная скорость подводного хода 28 узлов.

Всего по пр.627А на СМП с 1956 по 1964 годы было построено для ВМФ СССР 12 ПЛАТ.

Даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию АПЛ пр.627АНаименование Заводской номер  Дата закладки  Дата спуска       Дата ввода в строй

К-5         260        13.08.1956         01.09.1958         27.12.1959

К-8         261        09.09.1957         31.05.1959         31.12.1959

К-14      281        02.09.1958         16.08.1959         30.12.1959

К-52      283        15.10.1959         28.08.1960         10.12.1960

К-21      284        02.04.1960         18.06.1961         31.10.1961

К-11      285        31.10.1960         01.09.1961         30.12.1961

К-133    286        03.07.1961         05.07.1962         29.10.1962

К-181    287        15.11.1961         07.09.1962         16.10.1962

К-115    288        04.04.1962         22.10.1962         31.12.1962

К-159    289        15.08.1962         06.06.1963         09.10.1963

К-42      290        28.11.1962         17.08.1963         30.11.1963

К-50      291        14.02.1963         16.12.1963         17.07.1964

Интересно отметить, что в США в это время к крупносерийной постройке ПЛА еще не приступили. Там продолжались поиски наиболее перспективных типов ПЛА и если и велось строительство, то ограниченными сериями (4 ПЛАТ Скейт 1958 год, 5 ПЛАТ Скипджек 1959 г.). Только после создания ПЛАТ типа Трешер в 1962 году был, наконец, завершен поиск оптимального типа ПЛАТ для последующего крупносерийного строительства и который в последующим с небольшими изменениями повторялся во всех проектах. Причем каплевидная форма корпуса этих ПЛАТ отрабатывалась на специальной опытной одновальной ДПЛ Альбакор . Эта форма корпуса в дальнейшем стала даже именоваться альбакоровской . Конечно такой подход к созданию атомного подводного флота был более взвешенным и рациональным, но в тогдашних условиях в нашей стране он был невозможен: около первого лица государства - Н.С.Хрущева было большое количество руководителей на всех уровнях желавших для получения очередной награды и похвалы доложить о быстром и широком внедрении результатов научно-технической революции в ВМФ . Были и другие объективные и субъективные причины.

В процессе строительства в пр.627А вносились изменения. Так для создания более благоприятных условий работы ГАС Арктика ее антенну перенесли из ограждения рубки в килевую часть носовой оконечности, где сформировали выступающий за круговые обводы наплыв. Над ТА разместили антенну новой шумопеленгаторной станции МГ-10. Впоследствии К-3 и первые серийные ПЛАТ пр.627А модернизировали таким же образом.

В начале 60-х годов основные проблемы обеспечения надежной эксплуатации ПЛА и их энергетических установок удалось решить. Это позволило совершить ряд дальних походов, в том числе и подледных плаваний. В сентябре 1963 года К-115 под командованием капитана 2 ранга Р.Дубяги (старший на борту капитан 1 ранга В.Кичев) совершила переход из Баренцева моря в Тихий океан. Поход проходил подо льдами Северного Ледовитого океана. Спустя год после похода К-3, во второй половине сентября 1963 года, ПЛ К-181 под командованием капитана 2 ранга Ю.А.Сысоева совершила новый арктический поход и 29 сентября всплыла точно в географической точке Северного полюса. ПЛАТ К-21 принимал от завода капитан 3 ранга В.Н.Чернавин (будущий последний Главнокомандующий ВМФ СССР). Она восприняла гвардейское звание и орден Красного Знамени от знаменитой лодки К-21, отличившейся в годы Великой Отечественной войны. ПЛАТ К-21 первой выполнила поход на полную автономность - 50 суток. Любопытно, что в дальний поход лодку выпустить побоялись и она крутилась под водой в Баренцевом море. Проводилась проверка возможности использования ПЛАТ в тропических условиях. В 1963 году К-133 совершила поход в экваториальный район Атлантики. В феврале - марте 1966 года эта же ПЛАТ под командованием капитана 2 ранга Л.Н.Столярова участвовала в групповом кругосветном плавании. Тогда ПЛАТ в подводном положении преодолела около 20000 миль за 54 суток.

Служба ПЛАТ пр.627А не обошлась без потерь. Так ПЛАТ К-8 затонула 12.04.1970 года во время учений Океан в 2 часа 15 минут к юго-западу от Англии, в Бискайском заливе, после пожара, возникшего в подводном положении. Причина - возгорание патронов регенерации воздуха (тех самых химических поглотителей о которых было сказано выше). Лодка всплыла, ее пытались взять на буксир подоспевшие корабли, но этому помешал сильный шторм.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Виды оружия

Ворон , нож выживаемости

News image

Предназначен для повышения выживаемости человека в экстремальных условиях. Технические ос...

Удачное решение – выбор лучшей клиники р

В центральной части лица каждого человека находится орган, который не ...

Для чего нужны спектрофотометры

News image

Спектрофотометр представляет собой прибор необходимый для проведения исследования спектрального состава ...

Авиация

МиГ-29УБТ

News image

Разработчик: ОКБ МиГ Страна: Россия Первый полет: 1998 Тип: Многоцелевой учебно-боевой ...

Aero Vodochody L-59 Albatros

News image

L-59 Albatros, это модернизированная версия УТС фирмы Aero Vodochody L-39, за...

Ан-70

News image

Транспортный самолет Ан-70 был разработан в ОКБ им. О.К.Антонова. Первый по...