//
Главная - ВМФ - ПЛАРК - Проект 885 Ясень
ПЛАРК - Проект 885 Ясень
Военная техника - ВМФ

пларк - проект 885  ясень В 1977 году в СССР, практически одновременно с США, начались работы по формированию облика атомных подводных лодок 4-го поколения. Планы строительства новых кораблей были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году. Первоначально предполагалось создание нескольких типов нестратегических АПЛ (противолодочная, многоцелевая, “противоавианосная” и т. п.). Однако в дальнейшем было решено ограничиться постройкой единой многоцелевой АПЛ, способной решать максимально широкий круг боевых задач.

К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки Ленинградское (позднее — Санкт-Петербургское) МБМ “Малахит” приступило в конце 1980-х годов. Главным конструктором АПЛ стал Б.Н. Пядов.

Основным оружием новой подводной лодки, в соответствии с первоначальными планами, должен был стать противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс “Оникс”, разрабатывавшийся с середины 1980-х годов НПО машиностроения под руководством генерального конструктора ГА. Ефремова.

После распада Варшавского договора, а затем — и Советского Союза, геополитическая обстановка в мире существенно изменилась, что не могло не наложить свой отпечаток и на планы в области подводного кораблестроения. Новая военно-стратегическая ситуация и изменение характера угроз потребовали адекватного реагирования со стороны ВМФ.

Кораблями, способными решать задачи в изменившихся геополитических и военно-экономических условиях, должны были стать многоцелевые подводные лодки 4-го поколения проекта 885 (шифр “Ясень”).

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки о 885-го проекта СПМБМ “ Малахит” совместно с НПО машиностроения, НПО “Новатор” и 28—м НИИ ВМФ выполнил ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс “Оникс”, оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия, что существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям.

По теме “Сопряжение” было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети из ПЭВМ всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ “Штиль” началась работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 км. Это потребовало разработки алгоритмов обработки сигналов, учитывающих особенности распространения их в различных гидроакустических условиях.

Закладка головной АПЛ 885-го проекта, получившей название “Северодвинск”, состоялась 21 декабря 1993 г. на “Северном машиностроительном предприятии” (г. Северодвинск). Однако в дальнейшем ход работ по финансовым причинам резко замедлился. В нынешних экономических условиях фактически ведется борьба за “выживание” проекта.

ПЛAРК Проект 885 (Увеличенная схема)

АПЛ “Северодвинск” — полуторокорпусного типа, выполненная по одновальной схеме. Прочный корпус изготовлен из высокопрочной стали. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа. В центральной части корпуса лодки размещен ракетный отсек с восемью универсальными ракетными шахтами.

Подводная лодка оснащена ядерной энергетической установкой 4-го поколения, выполненной по интегральной компоновочной схеме (моноблок). Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в одном объеме (в корпусе моноблока), а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. В связи с тем, что доступ к оборудованию, размещенному в реакторе, затруднен, подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. Установка удовлетворяет всем современным требованиям по ядерной безопасности.

По сообщению ряда Российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства.

Корабль оснащен новым гидроакустическим комплексом “Аякс” со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение АПЛ размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 “Оникс” (по сообщениям Российских средств массовой информации — 24 ПКР, по три в каждой шахте), противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

По сообщению печати, максимальная дальность стрельбы новыми Российскими крылатыми ракетами, проходящими в настоящее время летные испытания и способными нести как ядерные, так и неядерные БЧ, превышает 5000 км. КР имеют минимальный уровень радиолокационной заметности (соизмеримый с сотыми долями метра) и сверхвысокую точность попадания (порядка 5 м).

650-мм и 533-мм торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности лодки и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из них могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые Екатеринбургским ОКБ “Новатор” (генеральный директор Павел Каменев). О возможностях этих ракет можно составить представление по информации об их экспортных вариантах, представленной на страницах открытой Российской печати.

ОКБ “Новатор” разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э (являющаяся развитием КР “Гранат”) состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически “несбиваемой” средствами ПВО ближнего рубежа надводных кораблей. ПКР длиной 8,22 м и стартовой массой 2300 кг имеет дальность стрельбы более 220 км (из них 20 км — на сверхзвуковом режиме). Масса БЧ составляет 200 кг.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 (длина 6,20 м, стартовая масса 1780 кг) отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей дальностью (до 300 км) и более мощной БЧ (400 кг).

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства — ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотометра при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Вышеперечисленные ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

Характеристика АПЛ проекта 885

Длина наибольшая                  120,0 м

Ширина наибольшая                  15,0 м

Средняя осадка                     10,0 м

Водоизмещение:

нормальное                      9500 м3

полное                        11.800 м3

Полная скорость подводного хода   28—31 уз.

Экипаж                               85 чел.

Планировалось, что АПЛ “Северодвинск” войдет в состав Российского флота уже в 2000 году. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финансирования, эти планы сдвинуты на более поздние сроки (назывался даже 2007 год, однако этот прогноз следует признать слишком пессимистичным). После введения в строй первого корабля планировалось строительство еще шести однотипных кораблей.

Предполагается, что в дальнейшем подводные лодки типа “Северодвинск”, оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника. По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ 885-го проекта будет соизмерим с уровнем американской АПЛ “Си Вульф” (специалисты затрудняются отдать пальму первенства той или иной подводной лодке). В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности, чем ее американский аналог.

Со ссылкой на военно-морскую разведку США сообщалось, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом АПЛ “Северодвинск”, обладающим еще большей, чем проект 885, скрытностью, превосходящей уровень скрытности американских лодок типа “Си Вульф”.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Виды оружия

Патроны Великобритании

News image

Несмотря на то, что накануне второй мировой войны Великобритания обладала во...

PM-96

News image

Скаждым годом пэйнтбол - эта захватывающая игра, «полностью моделирующая скоротечный ...

Комплекты проводного видеонаблюдения

News image

Магазин систем безопасности «Контур СБ» предлагает всем клиент большой ассортимент ...

Авиация

British Aerospace Hawk LIFT

News image

Hawk LIFT - дальнейшее развитие семейства Hawk. Самолет был получен пу...

Kawasaki Ki-57

News image

Основной транспортный самолет армейских ВВС Ки-57 представлял собой развитие пассажирского ...

Nakajima Ki-61 Hien Истребитель

News image

Этот самолет с длинным носом, мотоpом жидкостного охлаждения и большим уд...