//
Ту-142
Авиация - Самолёты СССР

ту-142Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой Беркут и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.

При проектировании Ту-142 для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета и приспособления его для работы с грунтовых аэродромов, ОКБ пошло на применение новой конструкции основных стоек шасси с двенадцатиколесными тележками, а также перешло на использование двухщелевых закрылок. Поскольку размеры новой тележки были значительно больше ранее использовавшейся на Ту-95, пришлось значительно увеличить размеры обтекателей гондол под уборку основных стоек. Само крыло было новым с современным набором профилей, при этом площадь его увеличилась до 289,9 кв.м. Для увеличения эффективности управления на 14% увеличивалась площадь руля высоты. На Ту-142 оставили только кормовую пушечную установку (были сняты верхняя и нижняя пушечные установки, которые ставились на Ту-95РЦ). Расширили возможности бортовых средств радиоэлектронного противодействия. Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом, за ним находились грузовые отсеки с противолодочным ударным вооружением и буями. В носовой части транслятор из системы Успех заменили на поисковую инфракрасную противолодочную систему Гагара под обтекателем под обтекателем меньшего размера. На концах стабилизатора были установлены новые обтекатели антенной системы Лира , аэродинамически более приемлемые, чем обтекатели системы Арфа на Ту-95РЦ. Первая опытная машина Ту-142 №4200 строилась на Куйбышевском авиационном заводе. Первый полет Ту-142 №4200 совершил 18 июня 1968 года. Самолет пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем И.К.Ведерниковым. 3 сентября 1968 года в воздух поднялась вторая машина №4201, на которой уже была внедрена новая удлиненная на 1,7 метра кабина, но без полного комплекта штатного специального оборудования. 31 октября 1968 года взлетает третья машина №4202 с удлиненной кабиной и со всем необходимым оборудованием. На этих самолетах проводились заводские летные, а затем и государственные испытания. В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ. Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета. На самолете Ту-142 №4211 в кабине были установлены койки для отдыха экипажа в длительных полетах. На Ту-142 №4231 была демонтирована малоэффективная система Гагара и часть оборудования электронного противодействия. На этой же машине вернулись к основным шасси с четырехколесными тележками и к нормальным гондолам для них. Все этого привело к снижению массы пустого самолета приблизительного на 4 тонны. Летные характеристики по скорости и дальности Ту-142 №4231 оказались лучше, чем у серийных машин, но в серии пока продолжали строить прежние Ту-142 без столь радикальных конструкторских доработок. Всего в Куйбышеве было выпущено 18 самолетов Ту-142. В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр ВПМ (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года. Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой Коршун . В эту систему помимо обзорного радиолокатора должны были входить тепловизионная аппаратура Пингвин №, буксируемый магнитометр Висла-2 , инфракрасный пеленгатор, газоанализатор и модернизированная пилотажно-навигационная система ПНС-142М, обеспечивающий режим автоматического полета при поиске подводных лодок. Но в тот период новую аппаратуру комплекса довести до необходимой степени готовности не удалось. В 1974 году работы по новому комплексу продвинулись вперед, и он под обозначением Коршун-К , но с несколько другим составом входящих подсистем начал устанавливаться на Ту-142. В Таганроге были построены первые три серийные машины, которые были оборудованы данным комплексом, и на этих самолетах комплекс Коршун-К был отработан и испытан. Внешне Ту-142 с комплексом Коршун-К отличался от предыдущих Ту-142 наличием на киле магнитометра Ладога , новых типов РГБ. На самолете стоял модернизированный НПК-142М, обеспечивавший автоматическое пилотирование в режиме полетов галсами, а также новый, более эффективный комплекс РЭП. Ту-142 с комплексом Коршун-К получил обозначение в промышленности Ту-142МК, в дальнейшем новая модификация в частях авиации ВМФ эксплуатировалась под обозначением Ту-142М. В 1986 году восемь самолетов Ту-142М с комплексом Коршун-К под обозначением Ту-142М-Э были поставлены в Индию, где с успехом эксплуатируются до настоящего времени. В середине 80-х годов ОКБ провело дальнейшую модернизацию самолета. На Ту-142М была внедрена новейшая гидроакустическая система Заречье , были проведены работы для повышения эффективности средств РЭП. Силовая установка была переведена на новую модификацию двигателей НК-12МП, кормовая пушечная установка - на спарку ГШ-23, взятой в комплекте с прицельной станцией с Ту-22М2. Новый комплекс получил обозначение Ту-142М-З и был принят официально на вооружение в 1993 году. Последняя машина Ту-142М-З покинула сборочный цех Таганрогского завода в 1994 году, поставив точку в производстве семейства самолетов Ту-95 и Ту-142. Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения Атлантида получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета - ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР). На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Виды оружия

Многоцелевой истребитель Су-27 четверть

News image

МОСКВА, 5 июля. (АРМС-ТАСС). 25 лет назад истребитель Су-27 начал по...

PM-96

News image

Скаждым годом пэйнтбол - эта захватывающая игра, «полностью моделирующая скоротечный ...

Покупка квартиры через риэлтерское агент

News image

Чаще всего, перед тем, как приступить к поиску квартиры обращ...

Авиация

Бе-42 (А-40)

News image

Многоцелевой самолет-амфибия был разработан в ОКБ им.Г.М.Бериева. Первый полет А-40 ...

Helwan HA-300

News image

Первым реактивным истребителем, построенным в Египте, был самолет HA-300 построенный фи...

SAAB J-29 Tunnan

News image

В первоначальном проекте самолет Сааб-29 был представлен как традиционный моноплан ...