//
Су-17М4
Авиация - Самолёты СССР

су-17м4Разработчик: ОКБ Сухого

Страна: СССР

Первый полет: 1980

Тип: Истребитель-бомбардировщик

Последним вариантом Су-17, внедренным в серийное производство, стал С-54. Разработка его велась в ОКБ Сухого с марта 1977-го. Первая опытная машина появилась на аэродроме в 1980-м и в этом же году три опытных самолета предъявили на госиспытания, успешно завершенные в ноябре 1982-го. Бригадой специалистов по испытанию С-54 руководил ведущий инженер НИИ ВВС С.В.Назаренко. Ведущий инженер от ОКБ Г.С.Кузнецов.

На самолете установили катапультное кресло К-36ДМ. С учетом основного назначения машины - атака наземных целей, отказались от регулируемого воздухозаборника, зафиксировав конус в оптимальном положении для трансзвукового низковысотного полета. Максимальную скорость на высоте ограничили значением, соответствующим числу М=1,75. На самолете установили современную рацию Р-862. Внешне С-54 отличался от Су-17М3 небольшим воздухозаборником на гаргроте перед килем, но по начинке это была совершенно другая машина. На Су-17М3 совместная работа различных бортовых систем обеспечивалась летчиком. В ходе испытаний самолета с прицелом АСП-17Б с аналого-цифровым вычислителем выявилась необходимость включения в состав бортового комплекса БЦВМ. Для С-54 разработали ПНК-54 на основе БЦВМ Орбита-20-22 , САУ-22М2, СУО-54. Применение управляемого оружия с полуактивным лазерным наведением обеспечивалось лазерным дальномером-целеуказателем Клен-ПС , а с телевизионными - телеиндикатором ИТ-23М. На С-54 при пуске УР накладывание центральной метки прицела на цель производилось кнюппелем, а не маневрированием самолета, как на Су-17М3, у которого метка перемещалась кнюппелем после схода ракеты с направляющей.

В состав вооружения входили ракеты Х-25МЛ, а корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, требующие больших углов прокачки лазерного луча подсвета цели из-за значительного отставания бомбы от самолета в момент падения, заменялись КАБ-500Т с телевизионной ГСН. Отсутствие автоматического сопровождения цели требовало такого выбора динамических характеристик контура цель - летчик-оператор - станция Клен-ПС , чтобы при ручной коррекции линии визирования Клена-ПС обеспечивалась необходимая точность наведения X-25МЛ. Эту задачу блестяще решили, и Х-25МЛ не потеряла своей эффективности. Вошла в состав вооружения самолета и ракета Х-29Т. Госиспытания успешно завершились в ноябре 1982-го, под обозначением Су-17М4 самолет приняли на вооружение в сентябре 1983-го. Этим же приказом принимался на вооружение Су-17УМ3.

В январе 1983-го группе работников ММЗ им.П.О.Сухого вручили государственные награды в связи с принятием на вооружение Су-17УМ3 и Су-17УМ4. А в феврале от обязанностей главного конструктора Су-17М4 освободили Н.Г.Зырина. Все дальнейшие работы по машине проводились под руководством главного конструктора А.А.Слезева. Использование БЦВМ в составе бортового комплекса Су-17М4 позволило решить еще одну актуальную проблему фронтовой авиации: атакующие самолеты часто входили в зону поражения собственных боеприпасов, имели место и столкновения с землей из-за несвоевременного выхода из пикирования, особенно ведомых.

После принятия самолета на вооружение на нем отработали систему Увод . Система строилась по принципу прогнозирования опасной зоны и выбора оптимального времени отворота с учетом маневренных возможностей самолета и зоны эффективного применения оружия. Если пилот не реагировал на соответствующую индикацию, система автоматически выводила самолет из опасной зоны.

Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х. В условиях высоких температур и горно-пустынной местности, несмотря на не всегда высокое качество топлива и боевые повреждения, не вызывала нареканий работа двигателя АЛ-21Ф-3, отработанного к тому времени. Не взрывались при попадании пуль и осколков топливные баки с полиуретановой губкой, а после установки в уязвимых местах снизу фюзеляжа бронеплит сократились потери машин от поражения коробки приводов, генератора, топливного насоса и элементов гидросистемы. Установленная в ходе войны система АСО-2В с тепловыми ловушками позволяла во многих случаях успешно решать задачи в условиях использования противником ПЗРК. В Афганистане Су-17М3Р и Су-17М4Р активно использовались не только для контроля результатов бомбо-штурмовых ударов, но и разведки противника при помощи подвесных контейнеров с фото, радиотехнической, ИК и телевизионной аппаратурой. Больше всех в Афганистане пришлось повоевать Су-17М3. В разгар войны в 1985-м Су-17М3 по надежности опережали штурмовики и боевые вертолеты. Имея наработку на отказ 145 ч, они более чем на 11 ч превышали этот показатель по ВВС 40-й армии.

Для решения разведывательных задач часть самолетов, получивших обозначение Су-17М4-Р (Су-17М3-Р), была оборудована подвесными контейнерами ККР-1/54 для ведения комплексной разведки (радиотехнической, фото-, ИК - и телевизионной). Контейнер содержал в себе АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС бокового обзора, ИК-систему и осветительные патроны для съемки в ночных условиях. Кроме того, при ведении разведки эти самолеты дополнительно оснащались контейнерами со станциями активных помех.

Серийное производство Су-17 продолжалось 20 лет. За это время завод в Комсомольске-на-Амуре изготовил 2820 машин различных модификаций, что свидетельствует о правильности направления, выбранного П.О.Сухим весной 1965-го. Свыше тысячи машин служили, а многие из них служат и сейчас в ВВС различных стран.

Модификации :

Су-17М4 (С-54)

последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах.

Су-17М4Н (С-54Н, С-56, Су-17М6)

самолёт с неподвижным крылом (проект). Отличался двигателем АЛ-31Ф и обновлённым составом БРЭО. Разрабатывался в начале 80-х годов.

Су-17М4Р (С-54Р)

разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2.

ЛТХ:

Модификация   Су-17М4

Размах крыла, м

при мин. стреловидности          13.68

при макс. стреловидности         10.02

Длина самолета, м         19.02

Высота самолета, м       4.97

Площадь крыла, м2

при мин. стреловидности          38.49

при макс. стреловидности         34.45

Масса, кг

пустого               12161

нормальная взлетная                 16400

максимальная взлетная            19630

топливо (внутреннее)               3770

топливо (ПТБ)                 2875

Двигатели           1 ТРДФ АЛ-7Ф-3

Тяга, кгс

максимальная                1 х 7800

на форсаже       1 х 11200

Максимальная скорость, км/ч

у земли               1400

на высоте          1860 (М=1.75)

Практическая дальность, км

без ПТБ               1520

с ПТБ     2550

Практический потолок, м           14000

Экипаж, чел       1

Вооружение:     две 30-мм пушки НР-30 (боекомплект - 80 снарядов на пушку)

Боевая нагрузка - 4070 кг на 12 узлах подвески

УР воздух-воздух Р-60

УР воздух-земля Х-28, Х-27ПС, Х-25МЛ, Х-58У, Х-29Т

свободнопадающие бомбы до 500 кг,

УАБ КАБ-500Кр и КАБ-500Т

ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25

пушечный контейнер УПК-23-250

контейнеры КМГУ-1 и КМГУ-2, баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Виды оружия

Ограничения гражданского оборота холодно

News image

Исходя из указанного закона (ст. 6), определяющего ограничения, устанавливаемые на об...

Winchester&Remington

News image

Точный выстрел сегодня — это результат слаженной работы не только ...

YUKON БП 7x50 WA , бинокль

News image

Предназначен для рассматривания удаленных объектов, обозрения местности. Назначение Бинокль 7x50WA за счет ши...

Авиация

Xian JH-7 (FBC-1 Flying Leopard)

News image

JH-7 (экспортное обозначение FBC-1 Flying Leopard) - многоцелевой ударный истребитель, ...

Ил-38

News image

Противолодочный самолет Ил-38 разработан в ОКБ им. С.В.Ильюшина на базе ...

British Aerospace Hawk Mk.200

News image

В мае 1986 года начались испытания штурмовиков Hawk серии Мк.200. ...