//
Mitsubishi Ki-15 (C5M)
Авиация - Самолёты НАТО

mitsubishi ki-15 (c5m)К началу войны на Тихом океане разведчик Mitsubishi Ки-15 был, пожалуй, самым известным японским самолетом, благодаря рекордному перелету в апреле 1937 г по маршруту Япония - Англия. Проектирование Ки-15 началось 11 июля 1935 г, когда воздушный штаб армейских ВВС заказал Мицубиси юкоге К.К. спроектировать скоростной разведывательный самолет.

Спецификации были подготовлены капитаном Юзо, Фуджита и инженером Масао Андо из технического отдела воздушного штаба. Задание определяло максимальную скорость 450 км/ч на высоте 3000 м, продолжительность полета в один час на максимальной скорости при дальности полета в 400 км, взлетный вес не более 2400 кг. Вооружение должно было состоять из одного 7,7-мм пулемета в задней части кабины. Самолет также должен был оснащаться двигателем в 700-800 л.с., радиостанцией Хи-4 и фотокамерами.

По этому заданию Фумихико Коно вместе с Томио Кубо и Сокичи Мизумо спроектировали свободнонесущий низкоплан с неубирамым шасси в обтекателях под 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Hакадзима Ха-8, развивавший на высоте 4000 м мощность 750 л.с. Сборка опытного самолета началась в декабре 1935 г. Самолет был готов всего за пять месяцев. Его первый полет состоялся в мае 1936 г. Во время летных испытаний самолет показал хорошие летные характеристики и легко достиг требований задания. Скорость была 481 км/ч на высоте 4050 м. Однако Ки-15 отличался плохим обзором вперед, особенно при взлете и посадке. Кроме того самолет резко терял скорость на виражах. Hесмотря на эти недостатки, Ки-15 был хорошо принят армией, и на Мицубиси было заказано серийное производство самолета под обозначением разведчик армейский тип 97 модель 1 (Ки-15-1). Первый серийный самолет был поставлен в мае 1937 г.

Во время испытаний первого Ки-15 одна из ведущих японских газет Асахи Симбун получила разрешение от армии купить на фирме второй опытный самолет. Газета хотела установить рекорд при перелете из Японии в Англию на коронацию Георга VI. Самолет получил гражданскую регистрацию J-ВААI и гражданское обозначение Каригане -I ( Дикий гусь I). Его закончили 19 марта 1937 г, а 25 марта передали газете уже под именем Камикадзе . Самолет отличался от боевого варианта только отсутствием фотокамер и пулемета. Летные характеристики самолета были продемонстрированы Западу, когда 6-9 апреля J-ВААI за 94 часа 17 минут и 56 секунд преодолел 15315 км между Тачикава и Лондоном. Чистое летное время заняло 51 час 17 минут и 23 секунды. Средняя скорость на маршруте составила по данным ФАИ 162,5 км/ч. Позже несколько машин Ки-15-1 использовалось гражданскими организациями под собственными именами как J-BAAL Асакадзе (Утренний ветер) и J-BAAM Сочикадзе (Легкий ветерок).

С началом войны в Китае разведчик армейский тип 97 был одним из первых самолетов, пошедших в бой. Ему противостояла целая коллекция различных китайских истребителей, включая Кертиссы Хок , Глостер Гладиатор , истребители Поликарпова И-15бис и И-16. Тем не менее высокая скорость самолета в 480 км/ч позволяла ему успешно действовать в глубине территории Китая, уходя почти от всех китайских истребителей, за исключением, пожалуй, только поликарповского И-16. Почти полная неуязвимость позволяла экипажам Ки-15 обеспечивать японскую армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника. Самолет показал хорошую надежность в боевых условиях, только его пилотам не нравился обзор вперед. Hесмотря на то, что Ки-15 оправдал самые оптимистичные предположения, менее чем через год после поступления самолета на вооружение начались работы над его улучшенной версией.

Для нового Ки-15-II был выбран двигатель Мицубиси Xa-26-I - 14-цилиндровый, воздушного охлаждения, который имел меньший диаметр, чем 9-цилиндровый Ха-8, что значительно улучшило обзор с самолета. Первый Ки-15-II с двигателем Xa-26-I был закончен в июне 1938 г и во время испытаний показал максимальную скорость в 510 км/ч - на 30 км/ч больше, чем у Ки-15-1. Hесмотря на столь высокие летные данные, самолет был запущен в серию только в сентябре 1939 г под обозначением разведывательный самолет тип 97 модель 2 . По крайней мере два самолета были закончены в почтовом варианте под обозначением Каригане -II ( Дикий гусь -II). Один из них носил собственное имя J-BAAO - Амакадзе (Порыв). Вместе с J-BACL он использовался газетой Асахи Симбун .

Возможность Ки-15 вести разведку в глубине территории Китая привлекла к нему внимание имперскогo флота, который тогда не имел своего скоростного разведчика и использовал для визуальной разведки истребители тип 96 везде, где ожидалось противодействж китайской авиации. В результате в 1938 г флот заказа; 20 самолетов по образцу Ки-15-II, но с флотской радиостанцией и фотоаппаратом.

Самолет получил во флоте обозначение разведчик морской тип 98 модель 1 или С5М1. Он оснащался двигателем Мицубиси Цуйсей -12 мощностью 875 л.с. - флотский вариант Xa-26-I. Еще 30 подобных машин были заказаны в 1941 г под обозначением С5М2. Эта была уже специальная флотская модификация под двигатель Hакадзима Сакае -12 мощностью 950 л.с. с трехлопастным винтом. Hесмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ки-15-II, за счет большего взлетного веса и оснащения дополнительным оборудованием.

Hаиболее скоростной версией стал Ки-15-III, спроектированный в 1939 г. Два опытных самолета были оснащены двигателями Мицубиси Ха-102 мощностью 1050 л.с. с трехлопастными винтами. Их максимальная скорость достигла 530 км/ч. Однако, к тому времени ухе проходил испытания Мицубиси Ки-46, который должен был сменить Ки-15. В результате Ки-15-III так и не пошел в серию. Всего было выпущено 439 самолетов Ки-15.

С началом войны на Тихом океане японская армия и флот продолжали использовать Ки-15-II и С5М2 - они применялись в Юго-Восточной Азии. Один С5М2 из состава 22-й штабной сентай обнаружил 10 декабря в море британские линейные корабли Принц Уэлльский и Рипулс , что привело к последующему уничтожению этих кораблей японской авиацией. Разведчик использовался еще в течение года, но встречи с более скоростными истребителями союзников для самолета без бронезащиты пилота и протектированных баков не оставляли ему никаких шансов выжить. Ки-15 вывели из состава боевых частей, но продолжали использовать в качестве связных или учебных машин, а некоторые машины в конце войны использовались пилотами-камикадзе.

Тактико-технические характеристики Ki-15-II:

Год принятия на вооружение - 1939

Размах крыла - 12,0 м

Длина - 8,7 м

Высота - 3,24 м

Площадь крыла - 20,36 кв.м

Масса, кг

- пустого самолета - 1590

- нормальная взлетная - 2190

- максимальная взлетная - 2480

Тип двигателя - 1 ПД Армейский тип 99 модель 1

Мощность - 850 л.с.

Максимальная скорость - 510 км/ч

Крейсерская скорость - 380 км/ч

Практическая дальность - 2300 км

Максимальная скороподъемность - 745 м/мин

Практический потолок - 11500 м

Экипаж - 2 чел

Вооружение: 1 7,7-мм пулемет тип 89 на подвижной установке в задней части кабины.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Виды оружия

Владимир Поповкин: Необходимо ускорить о

News image

Вооруженные силы России полностью выработали запас вооружения и военной техники (В...

НСВС-12,7, пулемет

News image

Используется для вооружения танков, бронетранспортеров и пехотных подразделений для борьбы с ...

Первые пистолеты

News image

Первые пистолеты появляются в XV веке; они представляли собой короткий ...

Авиация

Ил-28

News image

Ил-28, первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик конструкции С.В.Ильюшина. В то вр...

Многоцелевой истребитель Лави

News image

K началу 1980-х годов уровень авиационной промышленности Израиля значительно вырос в ...

Hawker Hind

News image

С началом расширения ВВС Великобритании в 1934 г. Министерство авиации ...